Оптимизация энергопотребления
В современном быстро меняющемся мире как никогда актуально требование устойчивого развития в сфере энергопотребления. Переход к устойчивой энергетике требует согласованных усилий и готовности к переменам. Используя передовые технологии, внедряя лучшие практики и формируя культуру энергосбережения среди работников, мы стремимся добиться значительного прогресса в достижении целей устойчивого развития, одновременно повышая операционную устойчивость и конкурентоспособность.
«Программа энерго- и ресурсосбережения до 2027 года» определяет наши цели и задачи в области энерго- и ресурсосбережения и повышения энергетической эффективности, а также устанавливает приоритетные направления и принципы реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Одним из первоочередных организационных мероприятий Программы стало создание системы регулярного сбора, анализа и текущего контроля информации о результатах хозяйственной деятельности и объемах потребления ТЭР в компаниях Фонда.


Показатели потребления топливно-энергетических ресурсов
Потребление энергии для собственных нужд, млн ГДж GRI 302-1

Потребление энергии по сегментам, млн ГДж

52 Суммарное потребление энергии в Отчете об устойчивом развитии за 2022 год отличается в связи с исключением в этом году проданной электроэнергии во избежание двойного учета.
Потребление топлива из невозобновляемых источников, по типу топлива, млн ГДж

Потребление топлива из возобновляемых источников, тыс. ГДж

Потребление ТЭР из невозобновляемых источников, тыс. ГДж GRI 302-1 SASB
Вид топлива | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 |
---|---|---|---|---|
Жидкое топливо, включая: | 28 970 | 30 634 | 31 685 | 32 972 |
- Бензин | 1 007 | 928 | 880 | 1 090 |
- Дизельное топливо | 27 962 | 29 706 | 30 806 | 31 882 |
Котельно-печное топливо, включая: | 49 877 | 45 385 | 50 255 | 47 523 |
- Печное топливо | 42 206 | 39 700 | 46 372 | 42 380 |
- Нефть | 781 | 652 | 958 | 1 169 |
- Мазут | 6 836 | 5 006 | 2 924 | 3 975 |
- Судовое топливо (мазут ИФО) | 54 | 28 | 1 | 0 |
- Попутно-нефтяной газ | 13 932 | 14 461 | 15 702 | 12 933 |
Уголь каменный | 293 556 | 334 710 | 328 633 | 327 121 |
Газ, включая: | 114 536 | 145 496 | 129 662 | 111 346 |
- Природный газ | 97 069 | 127 248 | 112 458 | 94 789 |
- Газ отбензиненный | 17 257 | 18 036 | 17 103 | 16 484 |
СУГ | 214 | 217 | 102 | 73 |
Всего | 500 870 | 570 686 | 555 938 | 531 895 |
В рамках проводимой работы по энерго- и ресурсосбережению и повышению энергоэффективности за 2023 год
суммарный объем энергосбережения составил — 11,5 млн ГДж. GRI 302-4
Наибольшую долю в сокращении энергопотребления составил сектор производства электроэнергии и тепла — 87%. В
секторе реализуются мероприятия по энергоэффективности, такие как строительство новых подстанций,
реконструкция и усовершенствование энергосетей, оптимизация и модернизация энергетических инфраструктур. GRI 302-4
Сокращение энергопотребления в результате инициатив по сокращению, млн ГДж

В секторе добычи и переработки нефти и газа были реализованы мероприятия по модернизации технологического
оборудования, внедрению энергосберегающих технологий, развитию собственных источников генерации энергии,
замене освещения, понижению температуры помещений в нерабочее время, оптимизации загрузок компрессорных
станций и др.
В секторе разведки и добычи урана экономия энергоресурсов составила 218 тыс. ГДж. В области потребления
энергоносителей и повышения энергоэффективности установлен КПД, не допускающий превышения годовых плановых
удельных норм расхода электроэнергии на выпуск урана.
В секторе железнодорожных перевозок объем сэкономленных топливных и энергоресурсов по сравнению с прошлым
годом вырос более чем в 10 раз и составил 150 тыс. ГДж. АО «НК «Қазақстан темір жолы» были приобретены
пассажирские вагоны с комбинированным отоплением, локомотивы с более высокими экологическими показателями,
отопление в филиалах было переведено с твердого топлива на электрическое отопление, а также проведены
мероприятия по повышению энергоэффективности в филиалах АО «НК «Қазақстан темір жолы» и его дочерних обществ,
что позволило снизить расходы топлива, соответственно и выбросы загрязняющих веществ.
